НАША СТАТЬЯ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ГАЗЕТЕ "СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ"
В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему в срок не позднее трех суток предусмотренное законом решение.
Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируется внутриведомственными нормативными правовыми актами, а именно:
- инструкцией о прядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 № 736;
- инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72;
- инструкцией о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 09.03.2006 № 75;
- инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской федерации от 02.05.2006 № 139;
- инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.05.2006 № 270;
- инструкцией по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.05.2006 № 205.
В соответствии с требованиями вышеуказанных документов должностное лицо, принявшее лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.
Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации сообщений о преступлении, а также невыдача заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.
Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае поступления сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному уполномоченному должностному лицу в ходе личного приема, оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.
Подлежат приему и регистрации все заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении, а не только о преступлениях, отнесенных к компетенции конкретного правоохранительного органа, куда обращается заявитель. Если информация, содержащаяся в сообщении, относится к подследственности другого органа расследования, то должностные лица, принявшие информацию, обязаны принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.
Должностное лицо, принявшее устное заявление, обязано разъяснить заявителю ответственность за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями самостоятельно проводить проверки и принимать решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, то в случае поступления сообщения о преступлении в органы прокуратуры они подлежат направлению по подследственности в соответствующие правоохранительные органы.
Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию.
Информация о признаках преступления, содержащаяся в сообщении или заявлении о преступлении, часто нуждается в проверке. Возможность проведения проверочных действий прямо предусмотрена законом и закреплена в ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, а также проводить иные поверочные мероприятия.
Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в течение трех суток. Руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а орган дознания по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении уполномоченные субъекты (к которым закон относит дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа,) вправе принять одно из трех предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации решений:
-о возбуждении уголовного дела;
-об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК Российской Федерации, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК Российской Федерации.
Указанный перечень решений является исчерпывающим.
Принимаемые решения должны быть мотивированными, и из них должно быть понятно, в связи с какими обстоятельствами они принимаются.
О принятом решении должно быть сообщено заявителю. Принятое решение может быть обжаловано в соответствии со ст. ст. 124 и 125 УПК Российской Федерации прокурору, руководителю следственного органа и в суд.
Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»
55-2018-08-28