Вы здесь

Развитие местного самоуправление в Российской Федерации имеет давнюю историю. Одной из самых древних форм местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС).

Что же такое ТОС? Для примера возьмем группу многоквартирных жилых домов, компактно расположенных друг к другу, имеющих общие объекты социально-культурного назначения, игровые и спортивные площадки, паркинги, детские сады и школы, близлежащие предприятия торговли и предоставления иных бытовых услуг.

Кому как ни жителям указанных домов лучше знать проблемы этих домов и близлежащей территории. Как это знакомо, когда жители, соседи обсуждают те или иные вопросы дома, например аварии, поломанное игровое оборудование на спортивных площадках, неудовлетворительное качество асфальтного покрытия во дворе дома и другие самые обыденные вопросы, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Но как правило, дальше разговоров и обмена мнениями не доходит. Некоторые граждане, проявив личную инициативу пробуют обратить внимание местных властей на проблемы своих домов, но частенько такие обращения «теряются» в сети бюрократической паутины.

Как же граждане могут эффективно обратить внимание на себя, действенно организовать диалог с местными властями, решить давно поднадоевшие бытовые и иные вопросы своего подъезда, дома, группы домов.

Как раз на этот случай законодатель и предусмотрел такую форму территориального самоуправления как ТОС.

Деятельность ТОС урегулирована Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством муниципальных образований.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

 

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Итак, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (далее – ТОС). ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний граждан или конференций граждан (собраний делегатов) (далее - конференция граждан), а также посредством создания органов ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях (конференциях) граждан. Структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.

В осуществлении ТОС могут принимать участие граждане, проживающие на территории территориального общественного самоуправления, достигшие шестнадцатилетнего возраста.Любой достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать в территориальном общественном гражданин самоуправлении на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.

ТОС в муниципальном образовании может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, в том числе с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан.На одной и той же территории может осуществлять деятельность только одно территориальное общественное самоуправление.

Граница территории и схематический план границ территории, на которой осуществляется территориальное самоуправление, устанавливаются решением муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС организуется на основании решения учредительного собрания граждан проживающих на соответствующей территории, в границах, установленных решением уполномоченного органа муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС в уполномоченном органе муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законом. В этом случае оно приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации.

 

В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, территориальное общественное самоуправление вправе:

1) проводить информационно-разъяснительную работу с населением, а также опросы в целях изучения общественного мнения;

2) организовывать мероприятия по санитарной очистке, благоустройству и озеленению места проживания, сооружению детских и спортивных площадок, организации мест отдыха;

3) организовывать мероприятия по сбережению и экономии питьевой воды, обустройству и охране водоемов, родников, артезианских скважин;

4) обращаться с инициативой в местную администрацию муниципального образования по формированию планов мероприятий по социально-экономическому развитию территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, участвовать в подготовке и реализации указанных планов мероприятий, социальных программ, затрагивающих интересы жителей территории, осуществлять общественный контроль за исполнением указанных планов и программ;

5) содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями муниципального образования;

6) содействовать в организации взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений в многоквартирных домах муниципального образования;

7) осуществлять взаимодействие с советами многоквартирных домов;

8) содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности;

9) содействовать в организации проведения оплачиваемых общественных работ на соответствующей территории и принимать участие в их проведении;

10) участвовать в разработке проектов муниципальных программ соответствующего муниципального образования и реализации мероприятий, предусмотренных указанными программами;

11) вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения соответствующей территории;

12) участвовать совместно с органами местного самоуправления в обсуждении вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

13) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

14) вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха граждан, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых культурно-массовых мероприятиях;

15) содействовать органам местного самоуправления, общественным и иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении благотворительных акций;

16) вносить предложения по созданию условий для развития на соответствующей территории массовой физической культуры и спорта, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых спортивных мероприятиях;

17) создавать объединения (фонды, союзы, ассоциации) с другими территориальными общественными самоуправлениями;

18) участвовать в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления;

19) участвовать в решении других вопросов в соответствии с действующим законодательством.

Осуществлять свою деятельность по приоритетным направлениям проектной деятельности ТОС:

  • благоустройство территории населенного пункта;
  • экологическая культура и безопасность территории населенного пункта;
  • создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
  • сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
  • поддержание национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел;
  • реализовывать мероприятия по приоритетным направлениям, в том числе осуществлять следующие виды работ (услуг):
  • ремонт колодцев, скважин;
  • благоустройство мест природных выходов подземных вод (родники);
  • текущий ремонт пешеходных путепроводов и мостов, пешеходных надземных и подземных переходов, не входящих в состав автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах соответствующего муниципального образования;
  • ремонт и прокладку дорожно-тропиночной сети;
  • очистку прибрежных зон, водоемов, а также территории ВМО Балаклавский МО от несанкционированных свалок;
  • организацию сбора, транспортировки, утилизации и переработки твердых бытовых отходов;
  • создание, ремонт, обустройство спортивных площадок;
  • создание, ремонт, обустройство детских игровых площадок;
  • создание музеев, выставочных экспозиций, оформление, изготовление оборудования, сбор и оформление коллекций, экспонатов;
  • создание безбарьерной среды для инвалидов и пожилых людей;
  • содействие межнациональному (межконфессиональному) согласию;
  • профилактику чрезвычайных ситуаций.

 

Собрание и конференция граждан являются формами выражения воли населения территории по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений, дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Собрание (конференция) граждан проводится: по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих правом участвовать в собраниях;по инициативе муниципального образования;по инициативе органа ТОС;в иных случаях, предусмотренных уставом ТОС.

 Структуру органов ТОС в соответствии с его уставом составляют:

- собрание (конференция) участников территориального общественного самоуправления - высший орган территориального общественного самоуправления;

- исполнительный орган территориального общественного самоуправления (совет, комитет территориального общественного самоуправления) - избирается собранием (конференцией) участников территориального общественного самоуправления. В период между собраниями, конференциями граждан осуществляет полномочия территориального общественного самоуправления, кроме полномочий, отнесенных к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан;

- председатель исполнительного органа территориального общественного самоуправления (председатель территориального общественного самоуправления) избирается собранием (конференцией) участников территориального общественного самоуправления;

- контрольно-ревизионный орган территориального общественного самоуправления (ревизионная комиссия либо ревизор) - избирается собранием (конференцией) участников территориального общественного самоуправления;

- иные органы территориального общественного самоуправления.

Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.

ТОС, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности финансовые средства и имущество.

Финансовые средства ТОС формируются за счет:

1) предпринимательской деятельности территориального общественного самоуправления, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами;

2) средств местного бюджета, выделяемых муниципальным образованием в установленном порядке на определенные цели;

3) добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.

Источниками формирования имущества могут быть:

1) имущество, передаваемое органами местного самоуправления;

2) имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств;

3) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

4) иные не запрещенные законом источники.

Контроль расходования территориальным общественным самоуправлением средств, выделенных из бюджета муниципального образования, осуществляется финансовым органом муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, ежегодно направляет в муниципальный орган утвержденный собранием, конференцией граждан годовой отчет об исполнении сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления в части бюджетных средств, выделенных муниципальным образованием.

Контроль расходования иных финансовых средств, за исключением выделенных из бюджета муниципального образования, осуществляется контрольно-ревизионным органом территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления вправе вносить на рассмотрение в органы местного самоуправления муниципального образования проекты правовых актов, а также замечания и предложения, поправки к проектам правовых актов, обращаться к депутатам Совета МО, Главе МО и должностным лицам местной администрации МО с заявлениями, предложениями, жалобами.

Представители органов территориального общественного самоуправления вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Органы местного самоуправления:

- оказывают содействие территориальному общественному самоуправлению в осуществлении его полномочий;

- координируют их деятельность;

- оказывают организационную и методическую помощь органам территориального общественного самоуправления, включая совместную разработку планов мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории;

- разрабатывают и принимают муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с территориальным общественным самоуправлением;

- вправе передавать органам территориального общественного самоуправления финансовые и материальные средства для выполнения ими своих целей и задач, а также контролировать использование этих средств;

- предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую информацию для создания, функционирования и развития территориального общественного самоуправления;

- взаимодействуют с органами ТОС при организации и проведении опросов граждан, публичных слушаний.

Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, ликвидируется в соответствии с действующим законодательством добровольно, на основе решения общего собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства. О прекращении деятельности направляется письменное уведомление в местную администрацию муниципального образования.

Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может быть прекращена на основании решения собрания (конференции) граждан о самороспуске с обязательным письменным уведомлением местной администрации муниципального образования.

В том случае, если территориальное общественное самоуправление, не являющееся юридическим лицом, фактически прекратило свою деятельность, а собрание (конференция) граждан по прекращению его деятельности не проводится в течение двух лет, местная администрация муниципального образования вправе в порядке, установленном нормативными правовыми актами муниципального образования, исключить устав территориального общественного самоуправления из Реестра уставов территориального общественного самоуправления.

При ликвидации территориального общественного самоуправления бюджетные средства и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств или переданное органами местного самоуправления, переходят собственность муниципального образования.

Иные финансовые средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на цели, предусмотренные уставом территориального общественного самоуправления, либо на цели, определяемые решением собрания (конференции) граждан о ликвидации территориального общественного самоуправления, а в спорных случаях - в порядке, определенном решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества подлежит обнародованию.

 

Так какие же плюсы и минусы содержит в себе ТОС:

 

Плюсы

Минусы

 

Эффективное взаимодействие с органами местной власти

 

Необходимость администрирования деятельности ТОС (расходы на содержание органов ТОС, уплата взносов, участие в собраниях и др.)

 

Эффективное представление интересов в судах и других органах по вопросам связанных с деятельностью ТОС

 

В случае регистрации ТОС в качестве юридического лица: необходимость уплаты налогов и сборов, возможность привлечения к административной ответственности руководства ТОС, за нарушения действующего законодательства

 

 

Эффективное взаимодействие с управляющими компаниями

 

 

 

Деятельное участие граждан в благоустройстве своих территорий, формирование благоприятной и безопасной среды проживания

 

 

Формирование культуры участия в собраниях граждан, принятии решений, общественного контроля и самоконтроля

 

 

 

ТОСы однозначно нужны. ТОСы являются помощниками местных властей, индикаторами эффективности принятых на местном уровне решений, реализации социальных программ. ТОСы помогают муниципальным образованиям выявлять те или иные проблемы в организации жизнедеятельноститерриторий расположенных в границах муниципальных образований, позволяют вовлекать граждан в решение социально-экономических проблем территорий, позволяют эффективно выстраивать и поддерживать диалог общества и государства. Иными словами, ТОСы являются важным элементом гражданского общества. Однако без грамотной поддержки муниципальных образований, как на нормативном и методологическом, так и на финансово-экономическом уровне, идея создания и функционирования ТОСов останется просто красивой идеей, так как, в современных условиях, к сожалению, граждане стараются рассчитывать только на свои силы, что не является залогом успешного решения тех или иных социально-экономических вопросов жизнедеятельности территорий.

Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»

150-2019-02-21

Последние новости

      Полезное разъяснение сделал Верховный суд РФ
      В Уголовно-процессуальном кодексе РФ порядок
      В Госдуму внесен законопроект о
      Фракция "Справедливая Россия - За правду"
      Граждане в последнее время все чаще
      В соответствии со статьей 24 Семейного

Отзывы о компании

Огромное вам спасибо за ответ
19.03.2024
Уважаемая Команда ЮК "ЩИТ" огромное спасибо вам за довольно таки полный для меня ответ. Я рекомендую всем своим знакомым обращаться именно к вам, как профессионалам. С уважением
18.03.2024