Вы здесь

Юристы ЮК «ЩИТ» дают советы читателям интернет-издания ruinformer по актуальным правовым вопросам. Сегодня мы расскажем, как правильно взаимодействовать пострадавшим клиентам украинских банков с Фондом защиты вкладчиков.

После вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации был принят закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках…».

Этим законом правительство гарантировало крымчанам, имевшим вклады в банках Украины компенсацию денежных средств, в размере до 700 тысяч рублей. Основным требованием закона на момент его принятия являлось наличие  документов, «подтверждающих наличие обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком». Однако не так давно в закон были внесены определенные изменения, противоречащие действующим законодательным нормам и нарушающие права вкладчиков в Крыму. Почему эти действия были незаконными и как с ними бороться крымским вкладчикам, объясняет данная статья.

Следует отметить, что в 2014 году Фонд защиты вкладчиков требовал лишь оригиналы договоров банковского вклада или банковского обслуживания, а также банковские квитанции о внесении денежных средств на счет вкладчика. Каких-либо выписок банка, подтверждающих остаток денежных средств на счете, не требовалось. Однако, в июне 2015 года в указанную выше фразу закона были внесены изменения, теперь Фонд может предъявлять требования о предоставлении документов, которые подтверждают не только наличие, но и размер «обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком», то есть, остатка суммы вклада, в связи с чем, крымчанам необходимо для получения такой справки обращаться в банки Украины.  

На сегодняшний день стали нередкими обращения жителей в связи с получением от Фонда соответствующих писем, в которых  Российский Фонд защиты вкладчиков требует вернуть деньги, выплаченные Фондом вкладчикам украинских банков, или же подтвердить размер вклада выпиской из украинского банка.

Исходя из анализа законодательства, которым установлено, что «закон обратной силы не имеет», и анализа ситуации по Крыму и Севастополю в целом,  единственным способом защитить свои материальные права в данном случае может быть лишь обращение в суд с требованием  о признании таких требований Фонда незаконными.

Поскольку финансовые учреждения, в которых жителями Севастополя и Крыма были размещены вклады (депозиты), прекратили свою деятельность на территории Республики Крым, вкладчики приобретают право на осуществление в их пользу компенсационных выплат от АНО «Фонд защиты вкладчиков», путем перехода к последним прав (требований) по вкладам к кредитному учреждению.

Условием получения компенсации, как указано выше, является наличие заключенного между украинским банком с одной стороны и жителем Республики Крым или города Севастополя с другой, договора банковского срочного вклада (депозита), подтвержденного квитанциями  о внесенной денежной сумме.

А это значит, что между вкладчиком и украинским банком в лице Крымского регионального отделения возникли правоотношения, основанные на договорах банковского вклада (депозита), согласно которых, одна сторона (банк), принял поступившую от другой стороны (вкладчика) сумму (вклад) и обязательством возврата суммы вклада и выплаты процентов на условиях и в порядке, установленных договором.

Таким образом, по состоянию на 16 марта 2014 года жители Республики и Севастополя являются вкладчиками зарегистрированных на территории Республики Крым обособленных структурных подразделениий банков,  с суммой размещенных ими в кредитных учреждениях денежных средств в валюте Украины - украинских гривен по договору банковского срочного вклада.

С целью законодательного урегулирования механизма обеспечения защиты интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 16 марта 2014 года, был принят Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» от 02.04.2014 № 39- ФЗ.

Предметом регулирования данного нормативно-правового акта являются отношения, связанные с созданием автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» и осуществлением компенсационных выплат физическим лицам, предусмотренных настоящим Федеральным законом, путем приобретения прав (требований) физических лиц по вкладам в кредитных учреждениях.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3, основаниями для приобретения Агентом прав (требований) по вкладам и осуществления компенсационных выплат в порядке, установленном статьями 7 и 9 указанного Федерального закона, являются: неисполнение кредитным учреждением обязательств перед вкладчиками в течение трех календарных дней со дня, когда они должны были быть исполнены; принятие Банком России решения о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения банка, действующего на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и зарегистрированного за пределами указанных территорий.

При наступлении указанных обстоятельств Банк России в течение трех рабочих дней со дня возникновения оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет об этом Агента.

Агент в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления Банка России опубликовывает в официальном издании, определенном Банком России, и на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение, содержащее предложение о приобретении Агентом прав (требований) по вкладам, условия такого приобретения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Срок подачи вкладчиком заявления о согласии на приобретение Агентом его прав (требований) по вкладам (далее - заявление) составляет девяносто дней со дня опубликования сообщения в официальном издании. Указанный срок может быть восстановлен Агентом по заявлению вкладчика в связи с исключительными обстоятельствами, препятствовавшими подаче заявления в установленный срок. После получения уведомления Банка России о возникновении оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, Агент вправе запросить у соответствующего кредитного учреждения информацию об обязательствах такого кредитного учреждения перед вкладчиками. Форма запроса информации об обязательствах кредитного учреждения перед вкладчиками устанавливается Агентом.

С 02.06.2014 г., на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь прекращена деятельность ряда структурных подразделений кредитных учреждений (структурных подразделений украинских банков).

При этом в силу положений ч. 4 ст. 7 данного Федерального закона, прекращение деятельности обособленных структурных подразделений банков означает запрет осуществления ими на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя банковских и иных операций, за исключением операций, связанных с передачей активов и обязательств в порядке, определенном данной статьей.

Принятие Банком России решения о прекращении деятельности на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя структурных подразделений вышеуказанных кредитных учреждений является основанием для приобретения автономной некоммерческой организацией «Фонд защиты вкладчиков» прав (требований) по вкладам и осуществления компенсационных выплат, в порядке установленном ст. 7, 9 Федерального закона «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» от 02.04.2014 № 39-Ф3.

С целью фактической реализации данных положений, Банком России направлено в адрес автономной некоммерческой организацией «Фонд защиты вкладчиков» уведомление о возникновении оснований для приобретения Фондом защиты вкладчиков прав (требований) по вкладам, размещенным в структурных подразделения вышеуказанных банков.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3, права (требования) к кредитному учреждению по вкладам переходят к Агенту со дня принятия Агентом решения об удовлетворении заявления вкладчика с приложением документов, предусмотренных данным Федеральным законом.

Вместе с тем, своими сегодняшними решениями Агент обязывает  вкладчиков к возврату выплаченных компенсаций, мотивируя решение выявлением недостоверных сведений в предоставленных документах, подтверждающих наличие и размер обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком, а именно неполный пакет документов или то, что в предоставленных выписках по вкладам/счетам содержаться оттиски штампа, не соответствующего оттискам штампа, которым заверены аналогичные выписки, представленные другими вкладчиками этого же  Банка.

Назвать законными такие решения оснований нет.

Согласно ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3, в случае отказа в удовлетворении заявления вкладчика Агент обязан в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения направить заявителю уведомление с указанием причин отказа. Решение Агента об отказе в удовлетворении заявления вкладчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение тридцати дней со дня получения уведомления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3, установлено, что Агент приобретает права (требования) по вкладам в размере, порядке и при наличии условий, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением прав (требований) на денежные средства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи. В состав прав (требований) по вкладам, приобретаемых Агентом, не включаются права (требования) на денежные средства: размещенные на банковских счетах (во вкладах) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления профессиональной деятельности; размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя; переданные физическими лицами банкам в доверительное управление; являющиеся электронными денежными средствами.

Пунктом 5.2. Порядка осуществления компенсационных выплат и расчета их размера Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» предусмотрено, что к документам, подтверждающим наличие обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком, в частности относятся:
- договора банковского вклада и (или) договор банковского счета
- документы, подтверждающие размер обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком, к которым относятся, в том числе выписки по счету, приходные/расходные документы по кассовым и безналичным операциям

В этой связи, предоставление вкладчиками оригинала выписок по счету за определенный период с и оригинала квитанций являлось достаточным подтверждением размера обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком.

При этом, положения Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3, регламентирующие деятельность Агента и порядок возмещения компенсационных выплат, не предусматривают, что предоставленные одним лицом документы, подтверждающие наличие и размер обязательств имеют приоритет (преимущество) при их оценке на предмет достоверности и достаточности перед другими документами аналогичными по своему содержанию и доказательной силе.

Указанным законодательным актом, как и иными нормативно-правовыми актами также не установлены обязательные требования к форме и реквизитам документов об объеме прав (требований) представляемых вместе с заявлением вкладчика, в связи с чем, считать предоставленные вкладчиками в рассматриваемой ситуации документы такими, что вызывают сомнения в их достаточности для подтверждения размера обязательства и их подлинности, в понимании Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3 оснований не имеется.

Более того, в случае выявления Агентом обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии представленных документов сведениям о фактическом состоянии обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком, последний не был лишен возможности запросить у соответствующего кредитного учреждения информацию об обязательствах такого кредитного учреждения перед вкладчиком, что прямо предусмотрено положениями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-Ф3.

Вместе с тем, решение Агента об отказе в компенсации вклада принятое из мотивов предоставления истцом выписок по счету и квитанций, которые, по мнению ответчика, содержат оттиск штампа, не соответствующего оттискам штампа, которым заверены аналогичные выписки, представленные другими вкладчиками этих же Банков, не может считаться законным, поскольку вкладчиками также предоставлялись оригиналы самого договора банковского вклада (депозита).

Предоставленные оригиналы договоров, квитанции в полной мере подтверждает наличие обязательств кредитного учреждения перед вкладчиком, их размер и иные существенные условия, если они исходили от кредитного учреждения. Достоверность указанных договоров, ответчиком под сомнение не ставилась, они не оспаривались, недействительными в судебном порядке не признавались.

Кроме того, в обоснование требований Фонда не предоставляются ни решения (постановления) уполномоченных органов о наличии состава преступления в совершенных мошеннических действиях, ни решения суда, устанавливающие вину по данному факту вкладчиков украинских банков или самих должностных лиц украинских финансовых учреждений (подразделений Банков).

Таким образом, вынесенные Фондом решения не могут считаться обоснованными, принятыми с соблюдением принципа равенства перед законом, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его принятия, а следовательно не могут считаться законными.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-ФЗ, размер компенсационной выплаты при представлении вкладчиком документов, указанных в частях 5 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, рассчитывается исходя из 100 процентов суммы приобретаемых Агентом прав (требований) к кредитному учреждению по договору банковского вклада и (или) по договору банковского счета, определяемых на день опубликования сообщения, предусмотренного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, но не может превышать 700 тысяч рублей, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При этом следует учесть, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» в случае отказа в удовлетворении заявления вкладчика Агент обязан в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения направить заявителю уведомление с указанием причин отказа. Решение Агента об отказе в удовлетворении заявления вкладчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение тридцати дней со дня получения уведомления. Таким образом, срок на обращение с данными исками  в суд, составляет  тридцать дней со дня получения уведомления Фонда.

Если вы вкладчик украинского банка, то оспорить незаконные действия Фонда защиты вкладчиков и отстоять свои законные интересы вам позволит лишь обращение в суд. При этом нужно помнить, что решить ваш вопрос в полной мере и грамотно доказать вину ответственной за вклады организации сможет только квалифицированный специалист из юридической компании Севастополя, не первый год работающей на этом рынке.

Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»  2016-10-26

Последние новости

      Практически всегда при разделе общего
  Житель столицы сумел выиграть в суде дело о взыскании компенсации
        В сегодняшнем материале мы коснемся
      У Любови М. трое детей. Еще до каникул она
        Конституционный суд РФ принял

Отзывы о компании

Огромное вам спасибо за ответ
19.03.2024
Уважаемая Команда ЮК "ЩИТ" огромное спасибо вам за довольно таки полный для меня ответ. Я рекомендую всем своим знакомым обращаться именно к вам, как профессионалам. С уважением
18.03.2024