Вы здесь

Верховный суд раскритиковал порядок ознакомления с решениями ФАС

 

При наличии разногласий о том, стоит или нет обнародовать конкретное решение ФАС, последнее слово остается за руководителем территориального органа этого ведомства. Правильно ли это? Заявитель посчитал, что нет, представители ФАС и Минюста настаивали на обратном. В итоге все решил Верховный суд.

Олег Иванов* нарушил антимонопольное законодательство, что подтверждено решением ФАС и стало поводом к возбуждению в отношении него уголовного дела. Иванов попросил Управление ФАС по Еврейской автономной области ознакомить его с копией решения, но получил отказ. Его обжалование в суде ни к чему не привело. Суд сослался на п. 15.5 Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов, согласно которому в случае возникновения разногласий по вопросу необходимости обнародования информации решение об обнародовании или отказе в обнародовании принимает руководитель территориального органа ФАС.

Тогда Иванов попытался признать этот пункт недействующим, для чего обратился в Верховный суд. По мнению административного истца, обжалуемая норма противоречит норме закона об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов (п. 1 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ). Решения территориальных органов ФАС по фактам нарушения антимонопольного законодательства подлежат обязательному обнародованию, а спорная норма не позволяет сделать этого. Иванов настаивает: у него есть право на защиту, включающее в себя право защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами, в том числе право на представление доказательств и заявление ходатайств (п. 4–5 ч. 4 ст. 47 УПК), – и для этого ему нужно увидеть решение. Нарушено конституционное право Иванова на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права (ч. 2 ст. 24 Конституции). Кроме того, по мнению Иванова, оспариваемая норма имеет коррупциогенный фактор, поскольку предоставляет руководителю территориального органа ФАС широкие дискреционные полномочия.  

ДЕЛО № АКПИ17-997

СУД:ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

ДЕТАЛИ ДЕЛА:ПРИЗНАТЬ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ П. 15.5 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ЕЁ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ РАЗНОГЛАСИЙ ПО ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ ОБНАРОДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ РЕШЕНИЕ ОБ ОБНАРОДОВАНИИ ПРИНИМАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФАС 

РЕШЕНИЕ:УДОВЛЕТВОРИТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК ИВАНОВА И ПРИЗНАТЬ НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ П. 15.5 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ФАС И ЕЁ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ 

В суде представители ФАС и Минюста не признали административный иск, пояснив, что Положение издано с соблюдением процедуры принятия и соответствует законодательству. Однако ВС такой ответ не устроил. Суд изучил оспариваемую норму, согласно которой информацию можно скрыть от заявителя не потому, что в ней присутствует коммерческая, служебная или иная охраняемая законом тайна, а потому что имеются разногласия по вопросу ее обнародования. По мнению ВС, это неправильно. Кроме того, п. 15.5 Положения может иметь различное толкование, поскольку нигде не раскрывается, какие именно разногласия имеются в виду, каких аспектов они касаются, в какой форме выражены и между какими субъектами возникли. При таких обстоятельствах спорная норма не соответствует законодательству. Поэтому ВС удовлетворил административный иск Иванова и признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 15.5 Положения об информационной политике ФАС и её территориальных органов (№ АКПИ17-997). Административные ответчики уже подали апелляционную жалобу, 10 мая ее рассмотрит Апелляционная коллегия ВС.

"Решение ВС можно оценивать положительно, поскольку оно направлено на обеспечение открытого доступа к информации о деятельности госорганов, независимо от усмотрения руководителей. Перечень не подлежащей обнародованию информации является исчерпывающим, основания для иных ограничений доступа к информации не могут быть установлены ФАС. После вступления решения в силу территориальные органы ФАС не смогут ограничивать доступ к такой информации по непредусмотренным законом основаниям на основании дискреции руководителя. Кроме того, решение ВС напомнит ФАС об отсутствии у него полномочий вводить самостоятельные основания для отказа в предоставлении информации", – считает юрист Nektorov, Saveliev & Partners Анастасия Шкварова.

ФАС по спору комментарий не предоставила.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Алина Михайлова

Источник: ПРАВО.ru

Поделиться:

Последние новости

    Поправки в КоАП выделяют в отдельный состав
        Заложником такой ситуации может
      Полезное разъяснение сделал Верховный суд РФ
      В Уголовно-процессуальном кодексе РФ порядок
      В Госдуму внесен законопроект о
      Фракция "Справедливая Россия - За правду"

Отзывы о компании

Огромное вам спасибо за ответ
19.03.2024
Уважаемая Команда ЮК "ЩИТ" огромное спасибо вам за довольно таки полный для меня ответ. Я рекомендую всем своим знакомым обращаться именно к вам, как профессионалам. С уважением
18.03.2024