Вы здесь

Правила перепланировки квартиры

 

 

          В нашей повседневной жизни часто возникают различные ситуации, связанные с необходимостью совершения тех или иных действий для улучшения условий своего проживания, повышения комфортности существующего жилья, его потребительских качеств, функциональности и удобства. Во многих случаях решение этих проблем осуществляется путем проведения перепланировки квартиры или ее переустройства. В большинстве случаев это решается путем сноса или переноса внутренних перегородок в жилом помещении, обустройством арок и проемов, обустройством дополнительных кухонь и санузлов, объединением ванной комнаты с туалетом, объединением внутренних помещений квартиры с лоджией либо балконом, заменой сантехнического, электрического оборудования, внутриквартирных трубопроводов и электрических сетей, обустройством теплых полов, переносом приборов системы отопления (батарей отопления), остеклением балконов и лоджий, обустройством дополнительных входов на первых этажах зданий для людей с ограниченными возможностями. Как гражданам Севастополя правильно провести перепланировку своей квартиры, вы узнаете в данной статье.

          В соответствии с нормами, установленными статьями 25, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. И переустройство, и перепланировка жилого помещения должны проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с уполномоченным органом на основании принятого им решения. Из этого следует, что проведение работ по переустройству и перепланировке жилого помещения при отсутствии согласования уполномоченного органа или с нарушением проекта переустройства или перепланировки является самовольным переустройством или самовольной перепланировкой. Конкретный перечень случаев переустройства и перепланировки жилого помещения установлен Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

          Однако не всякие работы в жилом помещении требуют согласования. Так не требуют согласования: 

  • ремонт (косметический) помещений, в том числе с заменой отделочных покрытий стен, полов, потолков, наружных столярных элементов;
  • устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету);
  • замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству;
  • перестановка бытовых напольных электроплит в габаритах помещения кухни;
  • установка наружных технических средств (антенн, защитных сеток и кондиционеров) на фасадах многоквартирных домов;
  • устройство самораздвижных или «карусельных» дверей и витрин из легких быстровозводимых конструкций без изменения внешних габаритов помещений;
  • изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий;
  • перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (за исключением случаев установки и перестановки газовых приборов с прокладкой дополнительных подводящих сетей);
  • замена столярных элементов фасада здания (с изменением рисунка).

Законодательством также установлены случаи, когда не допускаются переоборудование и перепланировка квартир, к которым в частности относятся:

  • ведущие к нарушению прочности, устойчивости или разрушению несущих конструкций жилого дома, при котором может произойти их разрушение;
  • увеличение нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир;
  • переустройство помещений или смежных с ним помещений, при котором они могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания;
  • проведение работ, затрагивающих внешний облик многоквартирных домов и жилых домов, в том числе устройство мансардных окон, а также изменения габаритов жилых помещений (для объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия);
  • для использования квартир под нежилые цели без предварительного перевода их в состав нежилого фонда в установленном законодательством порядке;
  • работы по переустройству или перепланировке в домах, признанных в установленном порядке аварийными;
  • устройство лоджий и террас на вторых и выше этажах;
  • устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения или отопления;
  • перенос радиаторов отопления, подключенных к общедомовой системе горячего водоснабжения или центрального отопления на лоджии, балконы и веранды;
  • устройство проемов между жилыми комнатами и газифицированными кухнями без плотно закрывающейся двери;
  • объединение газифицированного помещения с жилой комнатой;
  • ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
  • ухудшающие условия проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры;
  • нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности для многоквартирных домов.

          Действующим законодательством установлен следующий порядок действий граждан для согласования перепланировки или переустройства квартиры:

  1. заказать проект перепланировки или переустройства квартиры;
  2. получить технический паспорт жилого помещения;
  3. обратиться с заявлением о переустройстве или перепланировке жилого помещения в уполномоченный орган, которым в городе Севастополе является Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя или государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе.

Процедура перепланировки или переустройства квартиры состоит из нескольких этапов:

  1. согласование переустройства или перепланировки жилого помещения до начала  производства работ и получение решения о согласовании переустройства или перепланировке жилого помещения;
  2. производство работ по переустройству или перепланировке жилого помещения в соответствии с проектом;
  3. приемка завершенного переустройства или перепланировки жилого помещения приемочной комиссией.

Сама процедура предоставления государственной услуги по согласованию перепланировки квартиры установлена Административным регламентом предоставления государственной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27.02.2019 г. № 30. В соответствии с п. 2.6. указанного регламента гражданин обязан обратиться в один из указанных органов с заявлением о переустройстве или перепланировке жилого помещения по установленной форме с приложением следующих документов:

1) заявление по форме согласно приложению N 1 к административному регламенту;

2) документ, удостоверяющий личность (копия при предъявлении на обозрение оригинала);

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (копия при предъявлении на обозрение оригинала);

4) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) - в случае, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (копия при предъявлении на обозрение оригинала);

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (оригинал на бумажном носителе и копия на электронном CD-R носителе в формате PDF);

6) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения по договору социального найма) (копия при предъявлении на обозрение оригинала).

Основаниями для отказа в приеме заявления и необходимых для предоставления услуги документов являются:

1) отсутствие у заявителя соответствующих полномочий на получение государственной услуги;

2) заявителем не заполнены (заполнены не полностью) графы, предусмотренные формой заявления;

3) непредоставление заявителем одного или нескольких документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в подразделе 2.6 административного регламента и обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;

4) заявителем не представлены на обозрение оригиналы документов, необходимые для предоставления государственной услуги;

5) заявителем предоставлены не надлежаще оформленные документы (содержат исправления, имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, отсутствуют (написаны не полностью) адрес, подпись, печать (при необходимости), фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), заявление и документы исполнены карандашом);

6) предоставленные заявителем документы либо их копии являются нечитаемыми;

7) указанные в заявлении документы не соответствуют прилагаемым к заявлению документам;

8) направление заявителем посредством почтового отправления в Уполномоченный орган заявления и документов, перечень которых приведен в подразделе 2.6 административного регламента, не заверенных в нотариальном порядке.

Основаниями для отказа в предоставлении услуги документов являются:

1) непредоставление заявителем документов, определенных подразделом 2.6 административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;

2) поступления в Уполномоченный орган ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если Уполномоченный орган после получения такого ответа уведомил об этом заявителя, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, и не получил от заявителя такие документы и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

3) представления документов в ненадлежащий орган;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства;

5) сведения, указанные в представленных документах, являются недостоверными.

После получения заявления и необходимых документов уполномоченный орган направляет их специалисту отдела перепланировки и перевода помещений Управления разрешительной документации и адресации Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. Указанный специалист:

- устанавливает факт полноты предоставления необходимых документов;

- при необходимости направляет межведомственные запросы;

- проводит проверку соответствия материалов, содержащихся в проектной документации на переустройство или перепланировку жилого помещения, технический паспорт помещения, требования законодательства РФ и города Севастополя в сфере градостроительства;

- при наличии оснований для отказа готовит проект решения уполномоченного органа об отказе в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения;

- при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги готовит проект решения о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения;

- передает дело по объекту с проектом соответствующего решения должностному лицу, уполномоченному на принятие решения, для подписания.

Получение должностным лицом, уполномоченным на принятие решения от указанного специалиста сформированного дела по объекту и проекта решения о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства или перепланировки жилого помещения является основанием для принятия решения о согласовании перепланировки или переустройства жилого помещения или об отказе в этом, а также передает подписанное решение специалисту, для выдачи его заявителю.

Срок предоставления указанной государственной услуги составляет 45 дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченным органом.

Полученное заявителем решение уполномоченного органа о согласовании перепланировки или переустройства жилого помещения является основанием для начала работ по переустройству или перепланировке жилого помещения.

После завершения переустройства или перепланировки жилого помещения заявитель представляет в уполномоченный орган заявление о приемке завершенного переустройства или перепланировки жилого помещения по установленной форме. С целью завершения процедуры предоставления государственной услуги по переустройству или перепланировке жилого помещения в городе Севастополе сформирована Приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства или перепланировки на территории города Севастополя, которая функционирует на основании Положения об указанной комиссии, утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15.08.2016 г. № 97.Для решения поставленных задач, Комиссия обязана осуществлять анализ документов, предоставленных собственниками помещений, в которых проведены работы по переустройству или перепланировке на предмет соответствия предоставленных заявителем документов перечню, указанному в разделе 5 Положения от 15.08.2016 г. № 97, а так же их содержания на предмет соответствия выполненных работ требованиям, установленным в разделах 4 и 6 того же Положения.

Для решения поставленных задач, комиссия вправе:

- осуществлять визуальное обследование помещений, конфигурация которых изменилась, и требуется внесение изменений в технический паспорт таких помещений, с целью проверки соответствия выполненных работу условиям разрешительной и проектной документации, требованиям технических, санитарных и пожарных норм; осуществлять обследование санитарно-технического, электрического или другого оборудования, установка или переустановка которого, требует внесения изменений в технический паспорт помещения;

- привлекать для работы представителей государственных органов исполнительной власти, заявителей, специалистов(экспертов) проектно-изыскательских и строительных организаций, компетентных в рассматриваемом вопросе, а также иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в результате принятия решения;

- запрашивать и получать от предприятий и организаций необходимую информацию;

- направлять заявителю уведомление о необходимости приведения помещения в соответствие с проектной документацией, на основании которой было выдано решение о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения;

- направлять заявителю уведомление о необходимости приведения данного помещения в соответствие с установленными нормами в случае самовольного выполнения заявителем работ по переустройству или перепланировке жилого помещения, в результате которых параметры помещения (конфигурация, площадь, назначение комнат, место расположения инженерных коммуникаций и сантехнического оборудования) противоречат требованиям действующих нормативных документов.

Решение приемочной комиссии оформляется протоколом. Положительное решение комиссии оформляется актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии подтверждает завершение переустройства или перепланировки жилого помещения, удостоверяет их выполнение и является основанием для внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о данном объекте недвижимости. Перечень видов работ (мероприятий) по переустройству или перепланировке помещений, завершение которых подтверждается актом приемочной комиссии установлен разделом 4 Положения от 15.08.2016 г. № 97.  Следует указать, что разделами 6 и 7 установлены перечни документов, необходимых для получения акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение работ по переустройству или перепланировке помещений, в случаях завершения работ, выполненных на основании разрешительных документов, выданных уполномоченными органами Украины в период до 18.03.2014 года либо самовольно выполненных таких работ в период до 18.03.2014 года. Разделом 8 указанного Положения установлены основания для отказа в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение работ по переустройству или перепланировке помещений. Срок приемки либо отказа в приемке комиссией завершенного переустройства или перепланировки помещения составляет не более 45 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления и прилагаемых к нему документов. Указанный акт выдается заявителю.

Отказ в подписании акта, подтверждающего завершение переустройства или перепланировки помещения, допускается в случае несоответствия выполненных работ решению о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения. В таком случае произведенные работы будут считаться самовольным переустройством или самовольной перепланировкой жилого помещения. В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено или перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, суд по иску этого органа, при условии непринятия судом решения о том, что жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии, принимает решение:

  • в отношении собственника помещения
  • о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма
  • о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Кроме того, в соответствии со статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольные переустройство или перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Если вас волнует вопрос, как юридически грамотно и гарантированно провести перепланировку вашей квартиры и не потерять в деньгах и во времени, советуем вам обращаться к специалистам юридической компании Севастополя, которые не первый год занимаются жилищными вопросами.

 

 

Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»

271-2021-10-14

Поделиться:

Последние новости

    Положение о восьмичасовом рабочем дне и правила
  Соответствующий закон вступил в силу 1 декабря. Рассказываем о
    Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин
Федеральная нотариальная палата сообщила свежую статистику: в этом году
  Госдума готовит к первому чтению законопроект, детально
Привлекать одиноких родителей, воспитывающих детей до 14 лет, к ночным и

Отзывы о компании

СПАСИБО                                                                                                                                                                                                      Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»
10.11.2021
благодарю за исчерпывающий ответ                                                                                                                                                  Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»
22.10.2021