Вы здесь

Юристы ЮК "Щит" дают советы читателям интернет-издания ruinformer по акутальным правовым вопросам. Сегоднящний материал раскроет основы правого регулирования рекламной деятельности.

Ваша деятельность тесно связана с рекламой или вы намерены с ее помощью расширить свой бизнес и привлечь новых клиентов, но не ориентируетесь в правовых тонкостях вопроса, опасаясь за последствия будущих ошибок? Не стоит отчаиваться. Попробуйте последовательно разобраться в основных нормах законодательства о рекламе.

Главные понятия субъектов правоотношений в области рекламы раскрываются статьей 3 ФЗ «О рекламе».

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» к рекламодателю относят изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем может быть как лицо, которое заинтересовано в реализации объекта рекламирования (изготовитель или продавец товара, оказывающее услуги лицо), так и иное лицо, если им были совершены действия по выбору объекта рекламирования и содержания рекламы.

При этом относится ли то или иное лицо к рекламодателю, определяют такие критерии, как объект рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условия договора о распространении рекламы, а также другие обстоятельства ее распространения.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимают информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и призванную привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддержать интерес к нему и продвигать его на рынке. То есть, учитывая требования данной нормы, следует исходить из того, что рекламой не может быть названа информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Итак, рекламодателем называют юрлицо или физлицо, которое является источником рекламной информации, провоцирующей производство, размещение, последующее распространение рекламы; рекламопроизводитель является юридическим или физическим лицом, осуществляющим полное или частичное приведение рекламной информации к форме, готовой для распространения; к рекламораспространителям относят юридических или физических лиц, размещающих и (или) распространяющих рекламную информацию через предоставление и (или) использование имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и других способов.

Прежде всего, для распознавания рекламы не требуются специальные знания и не применяются технические средства. Реклама должна распознаваться именно как реклама непосредственно в момент ее представления, при этом на результат не влияет ни форма, ни используемое средство распространения. Хранить материалы или их копии, которые содержат рекламу, включая каждое вносимое в них последующее изменение, рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны в течение года со дня последнего распространения рекламы.

Следует помнить, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции законом запрещено целенаправленно обращать внимание потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса, если отсутствует надлежащее предварительное сообщение об этом (в частности, пометка «на правах рекламы»).

Если распространение радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также печатной продукции осуществляется частями (сериями), тогда сообщения о рекламе тоже должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организации средств массовой информации не имеют права взимать плату за размещение рекламы, указывая на то, что это информационный, редакционный или авторский материал.

Внимание: законом запрещено…

В соответствии с действующим законодательством не допускается:

реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если у него отсутствует лицензия и осуществляемая им деятельность требует наличия специального разрешения (лицензии)

реклама товаров, которые запрещены к производству и реализации в соответствии с законодательством РФ

Если рекламодатель осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию, реклама должна содержать номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего ее.
Реклама должна исключать побуждение граждан к насилию, агрессии, возбуждение паники, а также побуждение к опасным действиям, которые способны нанести вред здоровью физлиц или угрожают их безопасности. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

распространение неэтичной рекламы - текстовая, зрительная, звуковая информация, нарушающая общепринятые нормы гуманности и морали, содержащая оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц

реклама, порочащая объекты искусства, относящиеся к национальному или мировому культурному достоянию

реклама, порочащая государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту России или иной страны, религиозные символы

заведомо ложная реклама, умышленно вводящая в заблуждение потребителя рекламы рекламодателем (рекламопроизводителем, рекламораспространителем)
Рекламопроизводитель и рекламораспространитель имеют право требовать, а на рекламодателя в этом случае ложится обязанность предоставлять документальные подтверждения достоверности рекламы.

При этом следует помнить, что обязанностью рекламопроизводителя и рекламораспространителя обязаны требовать от рекламодателя предъявления лицензии или ее надлежаще заверенной копии. Если данная обязанность не выполняется, они могут быть привлечены к ответственности.

Рекламопроизводителем обязательно должен своевременно информироваться рекламодатель о том, что несоблюдение требований последнего при производстве рекламы может не отвечать требованиям законодательства РФ о рекламе.

Понятие «убытки» определяет статья 15 ГК РФ. Так, убытками называют расходы, которые лицом, чье право нарушено, произведены или должны будут произведены для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества этого лица (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые могли бы быть получены этим лицом при обычных условиях гражданского оборота при условии, что его право не было бы нарушено (упущенная выгода). Договор на производство рекламы может предусматривать частичное возмещение убытков.

Приглашение к совершению оферты и публичная оферта

Последствия, которые могут наступить от признания рекламы приглашением делать оферты или публичной офертой (публичное предложение о заключении договора в рекламе) определяет гражданское законодательство РФ.

Так, в соответствии со ст. 437 ГК РФ рекламу и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц, можно считать приглашением делать оферты, если иное прямо не указано в рекламном предложении.

В обязанности рекламодателя входит указание срока действия как рекламы, которая выступает в качестве приглашения делать оферты, если она содержит хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы, которая выступает в качестве публичной оферты.

Если рекламодатель не желает заключать договор после того, как он получил в установленном порядке акцепт лица, являющегося адресатом публичной оферты, это лицо может обратиться в суд с требованиями о заключении договора и о возмещении убытков, которые были причинены необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора.

Недобросовестная реклама

Определения «недобросовестной рекламы» и «недостоверной рекламы» можно найти соответственно в частях 2 и 3 статьи 5 закона «О рекламе». При этом согласно Закону, ответственность за соблюдение данных норм ложится исключительно на плечи рекламодателя.

Недобросовестной называют рекламу, дискредитирующую юридических и физических лиц, которые не пользуются рекламируемыми товарами,
- кроме этого в недобросовестной рекламе некорректно сравнивается рекламируемый товар с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержатся высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов),
- недобросовестная реклама предоставляет потребителям ложную информацию о рекламируемом товаре, имитируя (копируя или подражая) общему проекту, тексту, рекламным формулам, изображениям, музыкальным или звуковым эффектам, используемым в рекламе других товаров, либо злоупотребляя доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе из-за отсутствия в рекламе части существенной информации.

Если факт нарушения законодательства РФ о рекламе установлен, антимонопольный орган признает рекламу ненадлежащей и выдает лицу предписания об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 36 ФЗ  «О рекламе» антимонопольный орган, основываясь  на собственной инициативе, представлении прокурора, обращениях органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также на заявлениях физлиц или юрлиц, возбуждает дела по признакам нарушения действующего законодательства РФ о рекламе.

Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение действующего законодательства о рекламе, служители Фемиды  должны учитывать тот факт, что срок давности привлечения к административной ответственности следует начинать отсчитывать с момента совершения соответствующего правонарушения, а не с того момента, когда антимонопольный орган принял решение о нарушении законодательства о рекламе.

Если спорная реклама была размещена в средствах массовой информации, сроки давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения должны исчисляться со дня последнего распространения рекламы в СМИ.

В ч. 3 ст. 38 закона «О рекламе» говорится, что антимонопольный орган, установивший факт распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания, может обратиться в суд с иском к рекламодателю, содержащим требование о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
За нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель также несут административную ответственность, предусмотренную ст. 14.3 КоАП РФ.

Вы чувствуете, что ваших знаний и навыков недостаточно для самостоятельного принятия решения? Вы опасаетесь, что понесете убытки в случае неумышленного нарушения закона? Тогда мы советуем вам обращаться в юридическую компанию Севастополя, специалисты которой помогут вам привести вашу деятельность в полное соответствие требованиям закона.

Источник: Юридическая Компания "ЩИТ"   2016-07-20

Последние новости

Правительство Севастополя разработало критерии, которым должен следовать
Валентина Александровна Потяркина живет в доме, расположенном на улице
В Градостроительном кодексе появится прямая норма, блокирующая возведение
В случае, если у виновника либо пострадавшего в ДТП, нет полиса ОСАГО,
Институт TPF (от англ. third party funding) — внешнего
Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов сообщил в

Отзывы о компании

Выражаю благодарность адвокату Алиеву и компании «Щит» в впоросе консультации в полном, доходчивом объеме и прекрасным обслуживании. Большое спасибо.
15.10.2017
Выражаю благодарность Алиеву Эмилю Эхтибаровичу за консультацию. Она была подробна и доходчива. Спасибо.
13.10.2017