Вы здесь

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 03.04.2017 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года. Указанная конвенция начала действовать в правовом поле России с 21 августа 2017 года. Международная конвенция по унификации правил воздушных перевозок  пришла на смену Варшавской конвенции 1929 года и подписанных в 1950-1970-хх годах поправок и протоколов к ней.

Ратификация Монреальской конвенции позволит привести российское законодательство в сфере воздушных перевозок в соответствие с международными правовыми нормами, что будет способствовать развитию конкурентных условий осуществления авиаперевозок и повышению ответственности перевозчиков. Приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсации за такие нарушения правил перевозки как задержка или перенос рейса, повреждение или утрата багажа.

Основными чертами Международной конвенции по унификации правил воздушных перевозок являются:

  • Конвенция имеет отношение исключительно к международным перевозкам, и не относится к внутренним воздушным перевозкам;
  • гражданство пассажира, как и государственная принадлежность перевозчикане имеет никакого значения для действия Конвенции;
  • потерпевшие получают возмещение, равное доказанному размеру причиненного вреда;
  • установленная Законодательством Российской Федерации (Воздушный Кодекс РФ, Федеральный Закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», устанавливающего обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, т.е. распространяющегося в том числе и на авиаперевозчиков) норма о минимальном размере компенсации в случае гибели пассажира в сумме 2 025000 рублей, никуда не девается. При международной перевозке, так же, как и во всех случаях, когда размер причиненного вреда превышает указанную сумму, указанная сумма будет представлять собой, по существу, предварительную выплату, которая при окончательном урегулировании учитывается в общей сумме компенсации. Причем при международной перевозке норма о минимальной выплате будет действовать только в тех случаях, когда применяется российское право.

Международной конвенции по унификации правил воздушных перевозок регулирует только международные воздушные перевозки. Причем перевозка будет признана международной при условии, что место отправления и место назначения расположены на территории государств-участников конвенции. Так в соответствии со ст.ст. 1, 2 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 1999 года Конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Международной перевозкой в смысле настоящей Конвенции называется всякая перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником.Конвенция применяется к перевозкам, совершенным государством или другими юридическими лицами публичного права, отвечающим перечисленным выше условиям.

          Статьями 17, 19 указанной Конвенции установлены случаи ответственности перевозчика в случаях:

  • статья 17 – смерти и телесного повреждения пассажиров, повреждения багажа. Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, только при условии, что происшествие, которое явилось причиной смерти или повреждения, произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке. Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения зарегистрированного багажа, только при условии, что случай, который явился причиной уничтожения, утери или повреждения, произошел на борту воздушного судна или во время любого периода, в течение которого зарегистрированный багаж находился под охраной перевозчика. Если перевозчик признает утерю зарегистрированного багажа или если зарегистрированный багаж не поступил по истечении двадцати одного дня с даты, когда он должен был прибыть, пассажиру разрешается осуществлять по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки;
  • статья 19 – задержки при воздушной перевозке. Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.

Ответственность авиаперевозчика, ее пределы, а также освобождение от ответственности установлены  статьями 20-22 указанной Конвенции. Размер компенсаций по определяется с помощью условного платежного средства Международного валютного фонда - специальных прав заимствования (SpecialDrawingRights - SDR). Курс SDR формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно исходя из итогов биржевых торгов. На сегодня этот курс (в пересчете на рубли) колеблется возле отметки 82,00 рубля.

Ответственность при наступлении смерти или телесного повреждения пассажиров фактически ограничивается 100 000 специальных прав заимствования на каждого пассажира. При этом авиаперевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия своей вины. Что касается ответственности перевозчик за указанный вред, если сумма его ответственности превышает на каждого пассажира 100000 специальных прав заимствования, то он не будет нести ответственности, если докажет, что:

а) такой вред был причинен не в результате нарушений со стороны перевозчика или его работников и агентов; или

б) такой вред причинен исключительно в результате действий  третьих лиц.

Однако и в пределах 100000 специальных прав заимствования, и свыше этой суммы пассажиру предстоит обосновать размер причиненного вреда. Не существует единого стандарта расчета размеров компенсации или фиксированных сумм; размер компенсации рассчитывается в соответствии с гражданским законодательством выбранной юрисдикции. В Российской Федерации размер компенсации складывается из возмещения понесенных расходов, возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, и возмещения морального вреда. Таким образом, сумма компенсационной выплаты будет зависеть от применимого права, состава семьи и жизненных обстоятельств погибшего при безусловном наличии доказательной базы.

В соответствии с Конвенцией изменения скажутся и на компенсациях по задержкам рейсов. При этом чартеры также попадают под действия конвенции. Так в соответствии со статьей 22 Конвенции за задержку рейса каждому пассажиру положена компенсация ограничивающейся суммой 4150 специальных прав заимствования.

Следует указать также на то, что Конвенция предусматривает пересмотр пределов ответственности перевозчика в связи с инфляцией (статья 24 Конвенции). На сегодняшний день в Международной конвенции по унификации правил воздушных перевозокдействуют следующие пороговые значения ответственности:

  • 113100 SDR (9 274 200рублей) – в случае гибели пассажира;
  • 1131 SDR (92 742 рублей) – в случае повреждения или утраты багажа;
  • 19 SDR (1558 рублей) – за 1 кг.  поврежденного или утраченного груза;
  • 4694 SDR (384 908 рублей) – за задержку рейса.

Таким образом, пассажиры авиакомпании Вим-Авиа могут взыскать с нее по 384 908 рублей за задержку авиарейсов. В случае отказа либо невозможности авиакомпании Вим-Авиа добровольно возместить причиненный задержкой авиарейса ущерб, пассажир может взыскать ущерб принудительно, обратившись с иском в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

По статье 33 Международной конвенции по унификации правил воздушных перевозок пассажир может выбрать место предъявления иска к перевозчику:

  • по месту регистрации авиакомпании или
  • по месту своего жительства.

Однако, даже получение истцом вступившего в законную силу решения суда не гарантирует получение ним установленной судебным решением компенсации, так как необходимо получить исполнительный лист, который является исполнительным документом и согласно со статьями 12, 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является основанием для возбуждения исполнительного производства по взысканию установленной судом суммы компенсации.

Кроме того, исходя из информации о том, что авиакомпания Вим-Авиа реализовала значительное количество авиабилетов на международные направления и наличии у нее значительных долгов, то не исключено объявление начала процедуры ее банкротства. В таком случае пассажирам придется удовлетворять свои требования к авиаперевозчику в рамках проводимой в отношении авиакомпании процедуры банкротства, что может занять значительное время.

Источник: Юридическая Компания «ЩИТ»

2017-09-28

Последние новости

Департаментом по имущественным и земельным отношениям Севастополя принято
  ФНС России разрабатывает специальный сервис по поиску типового
  Договор аренды широко применяется в хозяйственной деятельности и
  В ЦБ РФ обсудили предложение ввести в законодательство право
  Покупатель через суд взыскивал с продавца и импортера деньги за
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант

Отзывы о компании

Севастопольская торгово-промышленная палата, являясь соорганизатором в реализации программы поддержки предпринимательства, выражает Вам глубокую признательность за поддержку и продуктивную совместную работу. 18 октября 2018 года на базе Союза «Севастопольская торгово-промышленная палата был
22.10.2018
Хочу выразить благодарность Эмилю Эхтибаровичу за содержательные консультации по дополнительным видам разрешенного использования земли. Я представляю Ассоциацию "Туристический Альянс Крыма" и мы над этим вопросом работаем уже более двух лет. Надеемся, объединив усилия мы получим результат в
19.10.2018